Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете


Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Источник https://zen.yandex.ru/media/nowandthenrussia/estetika-dorevoliucionnogo-malogo-moskovskogo-jeleznodorojnogo-kolca-starye-kadry-v-cvete-6194c5bed42a1501b44204ea?&

Москва на протяжении всей своей истории являлась главным транспортным центром страны, через город проходили все ключевые железнодорожные пути. В конце XIX века существовавшей инфраструктуры перестало хватать. Появилась потребность в строительстве окружной железной дороги.

Карта окружной железной дороги (выделена красным)

Карта окружной железной дороги (выделена красным)

В 1897 году по инициативе С. Витте было принято решение о начале строительства. Уже к 1907 году практические все работы были завершены. В городе появился окружной путь. Теперь товарные поезда не заезжали в город, а шли в обход Москвы. Также переодически по ветке ходили пассажирские поезда.

Все станции кольца (их было с десяток!) были оформлены в едином архитектурном стиле (модерн). Большая часть построек проектировалась знаменитым архитектором А. Померанцевым (архитектор Верхних Торговых рядов). В наши дни на месте окружной дороги ходит “наземное метро” – МЦК.

В этой подборке мы увидим дореволюционные фотографии практически всех станции, которые существовали и продолжают существовать на этой ж/д ветке.

1) Станция Угрешская

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

На Угрешской помимо станции имелось также множество других вспомогательных построек. Тут построили приемный покой, туалеты, жилые дома для сотрудников станции, дом начальника пути, казармы и столовую для воинских эшелонов. Большая часть застройки уцелела до наших дней.

Дом помощника начальника участка службы пути

Дом помощника начальника участка службы пути

2) Станция Андроновка

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Как и на Угрешской, тут было построено много вспомогательных построек. Сейчас все они находятся на закрытой промзоне. Поезда МЦК тут не останавливаются.

3) Сторожевой дом у Черкизово

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Глядя на архитектуру железной дороги, понимаешь, чего не хватает нам в этой сфере сейчас. Все старые станции, хоз. постройки выдержаны в едином стиле – выглядит эстетично и порядочно. Сейчас строят кто во что горазд…

4) Станция Белокаменная

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Станция Белокаменная располагается среди леса, в парке Лосиный остров. Здесь организована остановка МЦК, правда исторические здания не используются по прямому назначению. В одном из старых домов открыты бани.

4) Станция Владыкино

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Практически все станции кольца это не просто станции, а небольшой железнодорожный городок.

5) Станция Лихоборы

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

На станции Лихоборы фотографы отсняли не только саму станцию, но и вспомогательные постройки.

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Вот, к примеру, приемный покой. Здесь могли оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь.

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

А так выглядела баня – даже она выглядит эстетично!

6) Станция Братцево

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

7) Станция Серебряный бор

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Станция Серебряный бор была одной из самых крупных. Сейчас остановочного пункта тут нет. Чуть дальше открыта станция МЦК Панфиловская.

8) Станция Военное поле (Зорге)

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

От станции ничего не осталось, к сожалению. Она несколько отличалась по архитектуре от других остановочных пунктов. Название станции происходило от находившегося рядом Ходынского поля, где часто проводились смотры войск, был открыт аэропорт.

Сейчас прямо на месте старой станции находится станция МЦК Зорге.

9) Станция Пресня

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Сейчас остановки тут нет. В историческом здании открыт музей окружной железной дороги.

10) Полустанок Потылиха

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Это самая высокая станция кольца. Она строилась по индивидуальному проекту А. Померанцева и Л. Проскурякова. Здесь располагались помещения для пассажиров, рабочие кабинеты и квартиры. Ажурный мост, который вел к дороге, утрачен. Сейчас в здании находятся офисы.

11) Станция Воробьевы горы

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Самая красивая станция кольца называлась Воробьевы горы. Она строилась по индивидуальному проекту А. Померанцева. В двухэтажном доме имелся пассажирский зал ожидания, буфет, квартиры для служащих. Сейчас дом занимает Транспортная прокуратура.

13) Станция Канатчиково

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

14) Станция Кожухово

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

15) Сергиевский мост (Андреевский)

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Отдельно стоит выделить мосты, переброшенные через Москву-реку. Мост изначально назывался Сергиевским (в память об убитом великом князе Сергее Александровиче), после революции и до наших дней называется Андреевским (рядом находится одноименный монастырь).

Архитекторы моста уже хорошо известные нам Померанцев и Проскуряков. В. 2000-е годы мост был перестроен (стилизован под старый).

16) Николаевский мост (Лужнецкий)

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Мост построен по той же технологии, что и Сергиевский. Изначально мост был назван в честь императора Николая II, после революции мост стали называть Краснолужским, сейчас просто Лужнецким. В 2000-е годы мост был модернизирован.

17) Алексеевский мост (Даниловский)

1907 год

Эстетика дореволюционного малого московского железнодорожного кольца. Старые кадры в цвете

Мост был назван в честь наследника Алексея Романова. Сейчас он именуется Даниловским (по мануфактуре). Пешеходный проход через мост был организован по центру моста. До наших дней прекрасные готические детали не дошли, мост перестроили в 2000-е годы.

Таким был прекрасный промышленный архитектурный ансамбль железнодорожного кольца. К счастью, многое дошло до наших дней. Постройки можно увидеть из окна поезда МЦК.

Спасибо большое, что досмотрели материал до конца.