Яузские мосты Москвы

Яузские мосты Москвы в конце 1920-х – начале 1930-х годов

Источник https://dzen.ru/a/YfxIKpOpUg-U_ceC

На днях Электронекрасовка выложила сканы папки-альбома под названием “Архитектура Москворецких и Яузских мостов”. На уникальных снимках запечатлены московские мосты до выполнения работ по реконструкции и спрямления русла Яузы. Фотографии представлены в хаотичном порядке и большинство из них не подписаны.

Решил разобрать все по порядку и представляю вашему вниманию подборку Яузских мостов. Двигаться мы будем по течению Яузы, начиная от Глебовского моста, соединяющего нынешние Олений и Богородский валы.

Небольшой экскурс в историю. В дореволюционной Москве над Москвой-рекой было 14 мостов, над Яузой 17 мостов, над водоотводным каналом 6 мостов.

Реконструкция Яузы началась в 1935 году. Русло расширяли до 25 метров. Для превращения Яузы в судоходную реку в 1940 году был построен шлюз и плотина – Сыромятнический гидроузел.

Желающие ознакомиться со всем альбомом смогут найти ссылку в конце публикации.

Давайте посмотрим как до начала реконструкции выглядели 14 мостов над Яузой, обнаруженные в альбоме.

1. Глебовский мост. Соединяет Олений и Богородский валы. До начала 1980-х оставался деревянным, когда был заменен на существующий.

Старый Глебовский мост до реконструкции. Вид с правого берега в сторону Богородского

Старый Глебовский мост до реконструкции. Вид с правого берега в сторону Богородского

Реконструированный Глебовский мост. Вид с правого берега в сторону Богородского

Реконструированный Глебовский мост. Вид с правого берега в сторону Богородского

Реконструированный Глебовский мост. Вид в сторону Оленьего вала

Реконструированный Глебовский мост. Вид в сторону Оленьего вала

Реконструированный Глебовский мост. Вид в сторону Богродоского вала

Реконструированный Глебовский мост. Вид в сторону Богродоского вала

2. Матросский мост – просуществовал с 1906 по 1956 годы, когда на его месте был построен существующий.

Вид с левого берега в сторону Сокольников

Вид с левого берега в сторону Сокольников

Вид с правого берега в сторону Преображенского.

Вид с правого берега в сторону Преображенского.

Вид с правого берега в сторону Преображенского

Вид с правого берега в сторону Преображенского

Вид с левого берега в сторону Глебовского моста

Вид с левого берега в сторону Глебовского моста

3. Покровский мост – просуществовал до 1954 года. На его месте был построен нынешний Электрозаводский мост.

Вид с правого берега в сторону Введенской площади

Вид с правого берега в сторону Введенской площади

Вид с левого берега в сторону Бакунинской улицы

Вид с левого берега в сторону Бакунинской улицы

Вид с левого берега в сторону Матросского моста

Вид с левого берега в сторону Матросского моста

4. Госпитальный мост – просущестовал в таком виде до 1941 года, когда был заменен на современный. Соединяет Госпитальную улицу и Госпитальный переулок.

Вид с левого берега. В центре кадра виднеется храм Великомученицы Ирины в Покровском

Вид с левого берега. В центре кадра виднеется храм Великомученицы Ирины в Покровском

Вид с левого берега в сторону Покровского моста

Вид с левого берега в сторону Покровского моста

5. Дворцовый мост – построен в конце XVIII века. В 1940 году стал называться Лефортовским после реконструкции. Является самым старым в Москве действующим мостом через Яузу (в части опорных конструкций). Соединяет улицы Радио и Красноказарменную.

Вид с левого берега в сторону Лефортовского дворца

Вид с левого берега в сторону Лефортовского дворца

Вид с левого берега в сторону улицы Радио

Вид с левого берега в сторону улицы Радио

Ремонтные работы на мосту

Ремонтные работы на мосту

Вид с левого берега в сторону улицы Радио

Вид с левого берега в сторону улицы Радио

6. Мост у парка имени 1 мая (бывший парк усадьбы Салтыковых). Соединял парк набережной Разумовского (нынешняя набережная Академика Туполева) чуть южнее примыкания современного Елизаветинского переулка к набережной. На плане 1951 года Мосгоргеотреста этот мост уже отсутствует. Сейчас на этом месте нет моста.

Вид с правого берега в сторону парка

Вид с правого берега в сторону парка

Вид с левого берега в сторону Московского газового завода

Вид с левого берега в сторону Московского газового завода

Вид с левого берега в сторону усадьбы Разумовского

Вид с левого берега в сторону усадьбы Разумовского

7. Таможенный мост – просуществовал как деревянный до 1939 года, когда на его месте был построен существующий ныне мост. Соединяет Сыромятническую и Золоторожскую набережные.

Таможенный мост до ремонта

Таможенный мост до ремонта

Таможенный мост в процессе ремонта

Таможенный мост в процессе ремонта

Вид с левого берега в сторону Нижней Сыромятнической улицы

Вид с левого берега в сторону Нижней Сыромятнической улицы

После ремонта

После ремонта

8. Костомаровский мост – арочный кирпичный мост просуществовал до 1941 года, когда на его месте был выстроен ныне существующий. Соединяет Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь.

Вид с левого берега на Андрониковы монастырь и виадук

Вид с левого берега на Андрониковы монастырь и виадук

9. Полуярославский мост – соединял Николоямской и Полуярославский переулки. Вероятно был разобран к 1941 году. Сейчас на этом месте нет моста.

Вид с левого берега в сторону Полуярославского переулка

Вид с левого берега в сторону Полуярославского переулка

Вид с левого берега в сторону Полуярославского переулка

Вид с левого берега в сторону Полуярославского переулка

10. Высокий (Высокояузский) мост- был построен еще в конце XIX века. При реконструкции яузских набережных в 1930-х годах были сооружены ещё два пролёта для проезда по набережным. Просуществовал до 1962 года, когда был заменен на ныне существующий.

Вид на север

Вид на север

Ремонт моста

Ремонт моста

Вид с левого берега на северо-восток

Вид с левого берега на северо-восток

11. Тессинский мост – был построен в 1887 году. Разобран до 1937 года. Соединял Тессинский и Бердников переулки. Нынешний пешеходный Тессинский мост построен чуть ниже по течению

Вид с левого берега на северо-восток

Вид с левого берега на северо-восток

Вид с левого берега в сторону церкви Живоначальной Троицы в Серебренниках

Вид с левого берега в сторону церкви Живоначальной Троицы в Серебренниках

12. Металлический Яузский мост – просуществовал до 1940 года, когда на его месте был построен существующий Астаховский мост. По мосту проходит Яузская улица

Вид с левого берега на северо-запад, на Кошели

Вид с левого берега на северо-запад, на Кошели

Вид с левого берега на северо-восток

Вид с левого берега на северо-восток

13. Пешеходный мост между Астаховским и Малым Устьинским мостами – был разобран в 1930-е годы при реконструкции Яузы с устройством набережных.

Вид с левого берега на север

Вид с левого берега на север

14. Малый Устьинский мост – просуществовал до 1938 года, когда был заменен на существующий.

Вид с левого берега на запад. За мостом виден храм Николая Заяицкого

Вид с левого берега на запад. За мостом виден храм Николая Заяицкого

Вид с левого берега в сторону Кремля

Вид с левого берега в сторону Кремля

Вид с левого берега - справа старый Малый Устьинский мост, слева старый Большой Устьинский мост, построенный в 1881 году

Вид с левого берега – справа старый Малый Устьинский мост, слева старый Большой Устьинский мост, построенный в 1881 году

Обещанная ссылка на весь альбом-папку https://electro.nekrasovka.ru/books/6177474