За фасадами Милютинского переулка (№16, 18). Прогулка по дворам исторических зданий
1 ноября536 прочитали
– Можно у вас во дворе пофотографировать здания? – спросил я у охраны.
– Какие?
– А вот эти.
– Конечно можно.
Так началась моя недавняя фотопрогулка с телефоном. Двор дома 18 по Милютинскому переулку оказался длинным и «ветвистым», как речной бассейн.
Маршрут
Начнем, конечно, с храма. Да, дом №18А – перестроенный храм святых апостолов Петра и Павла, возведенный в 1845 году архитектором Алессандро Жилярди для общины московских католиков.
Фотография автора
Вот как он выглядел в 1883 году:
Фотография 1883 года
Здесь крестили Ходасевича, венчали белорусского поэта Янку Купалу, отпевали доктора Гааза.
В одном и том же переулке было две католических церкви. Одна (Сен-Луи) принадлежала французам и никогда не закрывалась. Судьба другой (Петропавловской) церкви более драматична. Она была центром большой польской диаспоры, хотя сюда ходили не только поляки. В 1930-х храм закрыли, а в 1941 году в него попала авиабомба.
В 1948 году церковь перестроили до неузнаваемости для советского НИИ. Теперь здесь бизнес-центр…
Справа от изуродованного храма – наша первая фотомишень:
Здесь и далее фотографии автора
Неоготический флигель (№18с4) был построен в 1905 году архитектором Игнатием Залесским и дошел до наших дней во всей своей красе.
Пройдем еще дальше во двор!
Здесь размещалась библиотека при храме, основанная еще в середине XIX века знаменитым доктором Гаазом.
В 1915-17 гг. тут заседало Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева. Сюда приходил Андрей Белый, Николай Бердяев, Фаддей Зелинский, Вячеслав Иванов, Иван Ильин, Василий Кандинский, Дмитрий Мережковский, Павел Флоренский, Семен Франк, Федор Шаляпин и другие известные люди…
За храмом стоит школа (№18с2):
Сейчас это подразделение Пушкинского лицея №1500 с 10-11 классами. Здание кажется современным, но в его основе лежит церковная школа 1846 года. Детей здесь учат 165 лет практически без перерыва (вроде, ничего кроме школ тут не было). Много ль в Москве таких мест?
А вот дом причта (№18с3) – трехэтажный, на переднем плане:
Трудно поверить, но это конец XVIII века, достроено в XIX. Здание стоит глубоко во дворе, поэтому не украшено.
С удивлением обнаруживаю, что из окрестностей старого храма можно пройти в соседнее домовладение.
Слева – №16с3, впереди – №16с1:
Вот как строение 1 выглядит со двора:
В начале XVIII века это было самое большое предприятие Москвы. В 1714 году купец Алексей Яковлевич Милютин построил «шелковую, ленточную и позументную фабрику». Как он писал Петру I,
«не ради одного себя, но ради пользы всенародной и чтобы произошло мастерство в состояние».
Сам смастерил ткацкий станок, сам выткал первый кусок атласа, показал царю и получил звание царского истопника. Дело пошло, и уже в 1720-х здесь трудились сотни рабочих. При Анне Иоанновне «царский истопник» получил дворянство, на его гербе изобразили три печных вьюшки.
В XIX веке наследники Милютина влезли в долги, закрыли фабрику и продали этот участок.
В начале XX века в давным-давно перестроенном фабричном корпусе работал известный театр миниатюр «Летучая мышь». В числе актеров выходили на сцену Шаляпин и Качалов, а в зрительном зале сидел Герберт Уэллс.
Теперь обойдем с севера строение 3! Я раньше знал о нем, но увидел своими глазами впервые.
Похожая на руины хозяйственная постройка (строение 13):
Карта не врет, строение 3 имеет внутренний дворик. Перед нами вход в этот двор. К сожалению, старинный особняк в плохом состоянии и покрыт надписями:
В своей основе это флигель XVIII века, принадлежавший Милютиным. К 1829 году наследнику купца закрыли столетнюю фабрику и продали свою землю по частям. Так флигель превратился в главный дом отдельного домовладения (№16) и был расширен. В 1829–1912 годах здесь находилась городская усадьба П. Ф. Митькова, потом А. Н. Арбатской:
Это одно из пушкинских мест Москвы. В 1834-37 года тут жил Матвей Сонцов, муж тети Александра Сергеевича. В мае 1836 года сам Пушкин посетил родственника. Здесь же бывали Чаадаев и Баратынский…
Посмотрим через окошко внутрь здания:
Вспомнилась строчка из Бродского:
Мы, оглядываясь, видим лишь руины.
В 1837 году здесь останавливался Сергей Львович Пушкин. Именно тут поэт Баратынский сообщил ему о гибели сына.
Бросим последний взгляд на внутренний дворик:
Значительная часть старой Москвы сейчас так выглядит (если отойти от парадных фасадов)…
Теперь обогнем старинный особняк с востока:
Сейчас будет главный дом милютинской усадьбы (№14 с1). Раньше я видел его только с переулка, теперь посмотрим с северного двора:
В начале XIX века здесь жил последний владелец фабрики, дворянин Алексей Михайлович Милютин. Спасти семейное дело он не смог, зато вырастил четверых замечательных сыновей: Дмитрий Милютин стал фельдмаршалом, Николай – деятелем крестьянской реформы, Борис – юристом, а Владимир – историком и экономистом. Особенно замечательны первые двое.
Дмитрий Милютин в 1861-81 годах был военным министром и провел реформы, покончившие с рекрутчиной. Что же касается Николая Алексеевича, то он был одним из важнейших разработчиков реформы 1861 года. Не склонный к лести в адрес чиновников Некрасов написал в память о Николае Милютине очень сочувственное стихотворение.
Братья родились и провели раннее детство в этом доме, хотя довольно скоро он перешел в другие руки.
В середине XIX века в том же здании родились братья Щукины – четверо знаменитых купцов-коллекционеров, которые по своим заслугам уступают только братьям Третьяковым. А в 1870-х здесь прошло раннее детство поэта Валерия Брюсова.