Улица Достоевского – переулок Чернышевского: старая Москва


источник https://zen.yandex.ru/media/id/5e24a98773034b00ad7f48ce/ulica-dostoevskogo-pereulok-chernyshevskogo-progulka-po-okrestnostiam-marshrut-604b369321786c653604876f

Маршруты, которые занимают немного времени, располагаясь при этом недалеко от метро – одни из самых удобных для тех горожан, кто хочет интересно скоротать время или, наоборот, не располагает лишними часами, но посмотреть исторические окрестности хочется.

Сегодняшний маршрут не займет больше 15 – 20 минут, но точно подарит путешествие в историю! Если все готовы, начинаем!

. . .

Приезжаем на станцию м. “Достоевская“, поднимаемся в город и первое, что предстает перед нашими глазами – здание Центрального академического театра Российской Армии.

Уверена, вы ни с чем его не спутаете – огромное здание в форме пятиконечной звезды с лестницами и колоннами, или “звёздочка”, как его часто называют.1 из 2

Здание театра Российской армии на Суворовской площади (Яндекс картинки)

Строительство здания было завершено к 1940г. по проекту архитекторов К.Алабяна и В.Симбирцева, а форма театра обусловлена эмблемой Красной армии – звездой.

Образовавшись в 1930г. как Центральный театр Красной армии, поначалу был выездным, работая в воинских частях и гарнизонах. За 10 лет труппа проехала от Ленинграда до Дальнего Востока, отыграв около 38 спектаклей и программ.

В период с 1935 – 1958гг. на сцене были поставлены спектакли, ставшие классикой в истории советской и российской сцены – “Полководец Суворов”, “Давным-давно”, “Сталинградцы”, “Фронт”, “Степь широкая”.

На его сцене в разные годы блистали Ф.Раневская, Л.Касаткина, Н.Сазонова, Л.Голубкина, В.Зельдин, Л.Чурсина, А.Домогаров, Е.Климова и многие другие.

. . .

А наш маршрут начинается по улице Достоевского. Свое название она получила в 1954г., в честь писателя Ф.М.Достоевского, который провел здесь свое детство и отрочество.1 из 2

Современная улица Достоевского (Яндекс картинки)

Все ли помнят, что до того момента улица называлась Новой Божедомкой? Название, которого не отыскать в современных путеводителях, ведь когда – то здесь была окраина старой Москвы, причем неблагополучная, как мы выразились бы сегодня.

Современную Суворовскую площадь можно назвать историческим центром Божедомки, а улица Дурова когда-то была Старой Божедомкой.

В названии “Божедомка” несложно увидеть связь с “божьим домом”, однако в старину толкование было более мрачным.

На окраине города располагались притоны, где обитал разный сброд, об этом мы подробно можем почитать у В.А.Гиляровского, не раз упоминавшего Божедомку в своих заметках. Не зря же в свое время сборник его очерков “Трущобные люди” был запрещен из соображений цензуры, ведь слишком беспросветным, мрачным, но очень правдивым предстает этот мир.

В этих трущобах хоронили тех, кого было нельзя хоронить на общих погостах – самоубийцы, утопленники, умершие без покаяния, нищие, все те, кого было невозможно похоронить на церковных кладбищах. Однако церковь пошла на некоторые послабления и на окраине Москвы был устроен “Убогий дом” или “Божий дом” со “скудельнями” – большие деревянные сараи, наполненные глыбами льда, на которых укладывались покойники.

Скудельнями называли земли непригодные для земледелия, скудные. Чаще всего это были глинистые почвы, откуда горожане и ремесленники брали глину для своих нужд. После этого оставались большие ямы, которые и использовались для захоронения.

На Пасху и Покров в общие могилы буквально сваливали все тела, которые накопились за этот период и отпевали их. Сложно даже представить, какой смрад и грязь стояли в округе, какие болезни распространялись. Все это продолжалось до эпидемии чумы 1771г., унесшей более 60 тыс. горожан, после чего Божий дом был ликвидирован, а покойников перестали “копить” и начали хоронить по мере поступления.

Во многом дурная слава Божедомки стала уходить после того, как по указанию императрицы Марии Фёдоровны в 1806г. здесь на средства Опекунского совета построили первую в Москве бесплатную больницу для бедных.

Современный адрес: ул. Достоевскогодом № 4 корп.1.1 из 3

Здание бывшей Мариинской больницы (Яндекс картинки)

По уставу сюда мог быть принят неимущий любого пола, звания, состояния и нации, здесь не отказывали в помощи беднякам, нищим или бездомным. Все затраты на лечение оплачивались из царской казны, что было новым для того времени.

Здесь же впервые в России были введены должности консультантов “из посторонних для больницы знаменитых специалистов“.

Больничный комплекс включал в себя главный корпус, оформленный портиком из восьми колонн, и два боковых флигеля. Построен он был по чертежам Д.Кваренги, а проект выполнили архитекторы И.Жилярди и А.Михайлов. Архитектурный стиль относят к классицизму.

В дальнейшем заведение стало носить название Мариинской больницы по имени императрицы.

В 1855 – 1857гг. здание больницы расширили, флигели были надстроены третьими этажами.

Сюда в 1821г. на работу был принят штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский, поселившийся с семьей в одном из флигелей.

Здесь же в 1821г. появился на свет и будущий писатель Фёдор Михайлович Достоевский.

После 1917г. Мариинская больница получила имя Достоевского, в 1925г. в здании разместился Московский туберкулезный институт, а в настоящее время корпуса бывшей Мариинской больницы и соседнего исторического Московского Александровского института занимают разные отделения НИИ фтизиопульмонологии им. И.М.Сеченова.

В 1928г. в одном из больничных флигелей была открыта музей-квартира Ф.М.Достоевского – дом № 2.1 из 4

Музей-квартира Достоевского (Яндекс картинки)

Не рассказать немного об этой квартире и истории её обитателей было бы самым настоящим “преступлением и наказанием”, вы же меня понимаете?

Фёдор был вторым сыном в семье Достоевских, а впоследствии у будущего писателя появилось три сестры и еще два брата.

Фёдор Михайлович и его старший брат Михаил росли в казённой квартире, предоставленной их отцу в одном из флигелей больничного здания. Мальчики жили в мрачноватом чулане.

“За оградой Мариинской больницы лежал огромный неведомый город с его многоголосыми шумами. <…> К числу первых жизненных впечатлений маленького Фёдора, часто игравшего в больничном саду, относятся его каждодневные встречи с несчастными, страдающими, измученными тяжелыми недугами людьми в безрадостно-пепельных казенных халатах.” (Русские писатели в Москве: Сборник/Сост. Л.П.Быковцева, 1987г.)

Первым знакомством с фантастическим миром русского фольклора, с образами, воспетыми народом будущий писатель обязан своим кормилицам – крепостным крестьянкам из подмосковных деревень.

“С особенным теплом писатель вспоминал свою нянюшку-москвичку, скромную женщину удивительно душевного благородства, взятую из мещан и с достоинством называвшую себя “гражданкой”.1 из 3

Фёдор Михайлович в молодости (Яндекс картинки)

Многие события и люди, окружавшие юного Достоевского, нашли свое отражение в его будущих произведениях. Так, тётушка Александра Фёдоровна Куманина, старшая сестра матери писателя, принимавшая активное участие в жизни своих племянников и племянниц со своим властным, не лишенным некоторой экстравагантности характером, прослеживается в “бабуленьке” – героине романа “Игрок“. А её поучительные рассказы “о своеобычных нравах, повадках, идеалах “торгово-промышленного” класса Москвы” вселили в период отрочества писателя неприязнь и ненависть к купеческой “аристократии”, озабоченной лишь “приумножением капиталов и утверждением своей власти“.

В гостиной Достоевских устраивались музыкальные вечера и семейные чтения, когда Михаил Андреевич зачитывал вслух произведения А.Пушкина, Н.Карамзина, В.Скотта, Г.Державина и А.Радклиф.

В этой квартире писатель прожил 16 лет до своего переезда в Петербург в 1837г., где он поступает в Инженерное училище с суровой воинской дисциплиной, о котором он позднее вспоминал: “Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, по-моему, это была ошибка“.

Фёдор Михайлович надолго простился с Москвой, ведь впереди были почти пять лет петербургской жизни, а, спустя еще два года после выпуска, он погрузился в литературный мир Петербурга, принял участие в революционном кружке петрашевцев, в результате чего был арестован и получил смертный приговор, замененный десятью годами каторжных работ.

Более подробно биографию русского писателя можно почитать в любом источнике в интернете, а мы же вернемся к истории музея-квартиры.

Открытие музея состоялось в 1928г. и было приурочено к 107-летию со дня рождения писателя. В первой половине 1930-х годов музей находился в ведении Библиотеки им. Ленина, а в 1940-х учреждение вошло в состав Государственного литературного музея.

В воссоздании интерьеров большую роль сыграли мемуары младшего брата писателя – Андрея Достоевского, где он подробно описал обстановку квартиры.1 из 4

Интерьер музея-квартиры (Яндекс картинки)

В гостиной стоит оригинальная мебель XIXв., на стенах висят семейные фотографии, а в “рабочей зале”, как и при жизни писателя, стоит большой обеденный стол, стулья, обитые зелёным сафьяном, стоят ломберные столы.

Посещать музей в рамках этого маршрута или выделить время на отдельное посещение, это уже решать вам, мои дорогие читатели, главное – не забывайте уточнять часы работы на официальном сайте музея (ссылку прикреплю в конце статьи).

Более того, нашла информацию, что в данный момент ведутся реставрационные работы внутри музея, а вскоре приступят и к фасадным работам.

. . .

Дойдя до перекрестка с переулком Чернышевского, делаем поворот в него, однако, если вы хотите разглядеть здание бывшего Московского Александровского института, о котором упоминалось чуть выше в статье, тогда пройдите просто чуть дальше по улице Достоевского и эти масштабные корпуса предстанут перед вами.

Если вам вдруг показалось, что вы находите сходство со зданием Мариинской больницы, так и есть, здание института проектировал и строил так же архитектор И.Жилярди в 1809-1811гг.1 из 2

Современное здании, занимаемое НИИ им. Сеченова (Яндекс картинки)

. . .

А мы поворачиваем в переулок Чернышевского, переименованный так в честь писателя и публициста Н. Г. Чернышевского в 1922г., до этого переулок носил название 2-го Мариинского по Мариинской больнице, расположенной рядом.

Удивительно, что переулок обладает весьма интересной формой, делая поворот посередине практически под 90 градусов.

Обращает на себя внимание дом № 8 стр.1 – городская усадьба архитектора М.Геппенера, построенная им в 1894г. для своей семьи.1 из 4

Городская усадьба Геппенера (Яндекс картинки)

Максим Карлович Геппенер родился в Москве в 1848г., получил образование в Германии (Карлсруэ) и вернулся в столицу в 1871г., поступив учеником к известному архитектору Каминскому.

Спустя 5 лет он становится архитектором Императорского воспитательного дома, в 1877г. он начал работать в Московской городской управе, выполняя крупные заказы городского правительства – проектировал сооружения московского трамвая, водопровода, канализации, занимался строительством учебных заведений.

Для своей семьи архитектор построил небольшой деревянный дом и служебный флигель из камня. Другая версия гласит о том, что в 1894г. Геппенер купил этот двухэтажный дом у К. Фугельганза.

Примечателен тот факт, что в 1970-е годы переулок реконструировался, и большинство старых деревянных построек было снесено. Однако особняк Геппенера уцелел, сохранив при этом оригинальное оформление фасадов, каменный подвал, элементы отделки XIXв., включая лепнину, карнизы и розетки. Уцелел и каменный флигель.

В 1920-е годы особняк и флигель, предположительно, сдавались под торговые площади и различные конторы, потом были приспособлены под коммунальные квартиры.

После 1917г. Геппенер работал в консультационном бюро строительного отдела при Московском совете рабочих, а в 1922г. был назначен старшим архитектором управления Московского губернского архитектора. Скончался Геппенер в 1924г., внеся огромный вклад в развитие системы коммунального хозяйства.

В 2018г. городская усадьба была внесена в в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

. . .

Рядом с особняком Геппенера на повороте переулка Чернышевского расположились невероятные деревянные домики № 6 стр.1 и 2 – жилые дома коллежского советника Ю. Д. Москатиньева 1894г. постройки работы архитектора Н. Морозова.1 из 6

Бывший жилой дом Москатиньева в переулке Чернышевского (Яндекс картинки)

Лично для меня эти домики – украшение этого небольшого маршрута, они ближе всего моему сердцу и те мои читатели, кто со мной давно, уже знают, что такую архитектуру старой Москвы я люблю больше всего. Прелестны ведь!

Во многих источниках эта постройка фигурирует как “жилой дом со студией художника“, дом вошел в альбом “50 красивейших деревянных домов Москвы”.

В 1990-х годах был реконструирован с максимальным сохранением своей исторической формы. Постройка была признана жилой, обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения.

А ведь когда-то эта территория с деревянными домами на окраине города с её близостью к больнице и кладбищем для бедных была неблагополучной, но как все изменилось за это время!

. . .

Еще один красивейший особняк в переулке – дом № 4 со строениями – ансамбль городской усадьбы К.А.Мейера.

Чудесное и красивое здание, однако, всего лишь восстановлено после пожара в 2014г., когда сгорел оригинальный особняк 1894г. постройки, работы архитектора М. Геппенера.

В результате пожара обрушилась крыша здания и удивительно, как уцелели соседние деревянные постройки.1 из 8

Современный вид особняка Мейера (Яндекс картинки)

Мейер занимался торговлей резиновыми изделиями, владея несколькими магазинами на Кузнецком мосту и в Газетном переулке.

Стоит отметить, что во время строительства усадьбы 2-й Мариинский переулок (совр. переулок Чернышевского) только обретал свои границы, а строения занимали лишь одну сторону вдоль высокого берега большого пруда, располагавшегося здесь до 1916г.

Фасад особняка Мейера все так же украшает вензель бывшего владельца в виде букв “СМ”, уцелевший во время пожара.

Любопытен тот факт, что в разных источниках указывается разное имя владельца особняка, где-то Карл, где-то Константин, а где-то Соломон Августович.

Не всем знаком этот чудесный особняк, но если вспомнить к/ф “Служебный роман” и дом, в котором Э. Рязанов поселил товарища Новосельцева – окажется, что этот дом хорошо известен многим.

Во дворе Анатолий Ефремович развешивал белье, из дверей дома выходил, отводя детей в сад и школу.

Пишу эти строки и вспоминаю теплые солнечные кадры фильма, светлая память Андрею Мягкову!

Есть сведения, что в начале XXв. в доме собирались члены Суриковского литературного кружка, которыми являлись писатели и музыканты – выходцы “из народа”.

. . .

В глубине территории усадьбы расположена бывшая хозяйственная постройка, переделанная в 1905г. Геппенером в отдельный особняк.2 из 2

Здание Есенин – центра в глубине двора (Яндекс картинки)

В нем с 2008г. располагается филиал Московского Государственного музея С.А.Есенина – дом № 4 стр. 2.

Здесь проводятся выставки, спектакли, концерты, поэтические акции, а в будущем планируется создание новой постоянной экспозиции, посвящённой есенинской Москве.

. . .

Двигаясь дальше вдоль деревянного и абсолютно деревенского забора, выйдем на перекресток с Селезнёвской улицей и переулком Достоевского.

И снова здесь небольшой оазис старины – дом № 19/2 – дом купцов Шерупенковых, которые владели очень большим количеством домов в окрестностях.1 из 4

Дом купцов Шерупенковых со стороны Селезнёвской улицы (Яндекс картинки)

История этого здания начинается в 1859г., когда коллежский секретарь С. А. Бессонов построил для себя одноэтажный деревянный дом.

В 1866г. купчиха Авдотья Ларионова решила увеличить его пристройками, а затем и вовсе надстроила второй этаж.

В 1889г. уже другой купец разукрасил дом согласно требованиям моды. Именно в таком виде особняк дошел до нашего времени.

. . .

Мы выходим на Селезнёвскую улицу и делаем поворот налево – в сторону метро “Достоевская”, до которой буквально рукой подать. Вдоль улицы много кафе и магазинов, если вам захочется отдохнуть или перекусить.

Примерная схема маршрута
Примерная схема маршрута