Маршруты, которые занимают немного времени, располагаясь при этом недалеко от метро – одни из самых удобных для тех горожан, кто хочет интересно скоротать время или, наоборот, не располагает лишними часами, но посмотреть исторические окрестности хочется.
Сегодняшний маршрут не займет больше 15 – 20 минут, но точно подарит путешествие в историю! Если все готовы, начинаем!
. . .
Приезжаем на станцию м. “Достоевская“, поднимаемся в город и первое, что предстает перед нашими глазами – здание Центрального академического театра Российской Армии.
Уверена, вы ни с чем его не спутаете – огромное здание в форме пятиконечной звезды с лестницами и колоннами, или “звёздочка”, как его часто называют.1 из 2
Здание театра Российской армии на Суворовской площади (Яндекс картинки)
Строительство здания было завершено к 1940г. по проекту архитекторов К.Алабяна и В.Симбирцева, а форма театра обусловлена эмблемой Красной армии – звездой.
Образовавшись в 1930г. как Центральный театр Красной армии, поначалу был выездным, работая в воинских частях и гарнизонах. За 10 лет труппа проехала от Ленинграда до Дальнего Востока, отыграв около 38 спектаклей и программ.
В период с 1935 – 1958гг. на сцене были поставлены спектакли, ставшие классикой в истории советской и российской сцены – “Полководец Суворов”, “Давным-давно”, “Сталинградцы”, “Фронт”, “Степь широкая”.
На его сцене в разные годы блистали Ф.Раневская, Л.Касаткина, Н.Сазонова, Л.Голубкина, В.Зельдин, Л.Чурсина, А.Домогаров, Е.Климова и многие другие.
. . .
А наш маршрут начинается по улице Достоевского. Свое название она получила в 1954г., в честь писателя Ф.М.Достоевского, который провел здесь свое детство и отрочество.1 из 2
Современная улица Достоевского (Яндекс картинки)
Все ли помнят, что до того момента улица называлась Новой Божедомкой? Название, которого не отыскать в современных путеводителях, ведь когда – то здесь была окраина старой Москвы, причем неблагополучная, как мы выразились бы сегодня.
Современную Суворовскую площадь можно назвать историческим центром Божедомки, а улица Дурова когда-то была Старой Божедомкой.
В названии “Божедомка” несложно увидеть связь с “божьим домом”, однако в старину толкование было более мрачным.
На окраине города располагались притоны, где обитал разный сброд, об этом мы подробно можем почитать у В.А.Гиляровского, не раз упоминавшего Божедомку в своих заметках. Не зря же в свое время сборник его очерков “Трущобные люди” был запрещен из соображений цензуры, ведь слишком беспросветным, мрачным, но очень правдивым предстает этот мир.
В этих трущобах хоронили тех, кого было нельзя хоронить на общих погостах – самоубийцы, утопленники, умершие без покаяния, нищие, все те, кого было невозможно похоронить на церковных кладбищах. Однако церковь пошла на некоторые послабления и на окраине Москвы был устроен “Убогий дом” или “Божий дом” со “скудельнями” – большие деревянные сараи, наполненные глыбами льда, на которых укладывались покойники.
Скудельнями называли земли непригодные для земледелия, скудные. Чаще всего это были глинистые почвы, откуда горожане и ремесленники брали глину для своих нужд. После этого оставались большие ямы, которые и использовались для захоронения.
На Пасху и Покров в общие могилы буквально сваливали все тела, которые накопились за этот период и отпевали их. Сложно даже представить, какой смрад и грязь стояли в округе, какие болезни распространялись. Все это продолжалось до эпидемии чумы 1771г., унесшей более 60 тыс. горожан, после чего Божий дом был ликвидирован, а покойников перестали “копить” и начали хоронить по мере поступления.
Во многом дурная слава Божедомки стала уходить после того, как по указанию императрицы Марии Фёдоровны в 1806г. здесь на средства Опекунского совета построили первую в Москве бесплатную больницу для бедных.
Современный адрес: ул. Достоевского, дом № 4 корп.1.1 из 3
Здание бывшей Мариинской больницы (Яндекс картинки)
По уставу сюда мог быть принят неимущий любого пола, звания, состояния и нации, здесь не отказывали в помощи беднякам, нищим или бездомным. Все затраты на лечение оплачивались из царской казны, что было новым для того времени.
Здесь же впервые в России были введены должности консультантов “из посторонних для больницы знаменитых специалистов“.
Больничный комплекс включал в себя главный корпус, оформленный портиком из восьми колонн, и два боковых флигеля. Построен он был по чертежам Д.Кваренги, а проект выполнили архитекторы И.Жилярди и А.Михайлов. Архитектурный стиль относят к классицизму.
В дальнейшем заведение стало носить название Мариинской больницы по имени императрицы.
В 1855 – 1857гг. здание больницы расширили, флигели были надстроены третьими этажами.
Сюда в 1821г. на работу был принят штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский, поселившийся с семьей в одном из флигелей.
Здесь же в 1821г. появился на свет и будущий писатель Фёдор Михайлович Достоевский.
После 1917г. Мариинская больница получила имя Достоевского, в 1925г. в здании разместился Московский туберкулезный институт, а в настоящее время корпуса бывшей Мариинской больницы и соседнего исторического Московского Александровского института занимают разные отделения НИИ фтизиопульмонологии им. И.М.Сеченова.
В 1928г. в одном из больничных флигелей была открыта музей-квартира Ф.М.Достоевского – дом № 2.1 из 4
Музей-квартира Достоевского (Яндекс картинки)
Не рассказать немного об этой квартире и истории её обитателей было бы самым настоящим “преступлением и наказанием”, вы же меня понимаете?
Фёдор был вторым сыном в семье Достоевских, а впоследствии у будущего писателя появилось три сестры и еще два брата.
Фёдор Михайлович и его старший брат Михаил росли в казённой квартире, предоставленной их отцу в одном из флигелей больничного здания. Мальчики жили в мрачноватом чулане.
“За оградой Мариинской больницы лежал огромный неведомый город с его многоголосыми шумами. <…> К числу первых жизненных впечатлений маленького Фёдора, часто игравшего в больничном саду, относятся его каждодневные встречи с несчастными, страдающими, измученными тяжелыми недугами людьми в безрадостно-пепельных казенных халатах.” (Русские писатели в Москве: Сборник/Сост. Л.П.Быковцева, 1987г.)
Первым знакомством с фантастическим миром русского фольклора, с образами, воспетыми народом будущий писатель обязан своим кормилицам – крепостным крестьянкам из подмосковных деревень.
“С особенным теплом писатель вспоминал свою нянюшку-москвичку, скромную женщину удивительно душевного благородства, взятую из мещан и с достоинством называвшую себя “гражданкой”.1 из 3
Фёдор Михайлович в молодости (Яндекс картинки)
Многие события и люди, окружавшие юного Достоевского, нашли свое отражение в его будущих произведениях. Так, тётушка Александра Фёдоровна Куманина, старшая сестра матери писателя, принимавшая активное участие в жизни своих племянников и племянниц со своим властным, не лишенным некоторой экстравагантности характером, прослеживается в “бабуленьке” – героине романа “Игрок“. А её поучительные рассказы “о своеобычных нравах, повадках, идеалах “торгово-промышленного” класса Москвы” вселили в период отрочества писателя неприязнь и ненависть к купеческой “аристократии”, озабоченной лишь “приумножением капиталов и утверждением своей власти“.
В гостиной Достоевских устраивались музыкальные вечера и семейные чтения, когда Михаил Андреевич зачитывал вслух произведения А.Пушкина, Н.Карамзина, В.Скотта, Г.Державина и А.Радклиф.
В этой квартире писатель прожил 16 лет до своего переезда в Петербург в 1837г., где он поступает в Инженерное училище с суровой воинской дисциплиной, о котором он позднее вспоминал: “Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, по-моему, это была ошибка“.
Фёдор Михайлович надолго простился с Москвой, ведь впереди были почти пять лет петербургской жизни, а, спустя еще два года после выпуска, он погрузился в литературный мир Петербурга, принял участие в революционном кружке петрашевцев, в результате чего был арестован и получил смертный приговор, замененный десятью годами каторжных работ.
Более подробно биографию русского писателя можно почитать в любом источнике в интернете, а мы же вернемся к истории музея-квартиры.
Открытие музея состоялось в 1928г. и было приурочено к 107-летию со дня рождения писателя. В первой половине 1930-х годов музей находился в ведении Библиотеки им. Ленина, а в 1940-х учреждение вошло в состав Государственного литературного музея.
В воссоздании интерьеров большую роль сыграли мемуары младшего брата писателя – Андрея Достоевского, где он подробно описал обстановку квартиры.1 из 4
Интерьер музея-квартиры (Яндекс картинки)
В гостиной стоит оригинальная мебель XIXв., на стенах висят семейные фотографии, а в “рабочей зале”, как и при жизни писателя, стоит большой обеденный стол, стулья, обитые зелёным сафьяном, стоят ломберные столы.
Посещать музей в рамках этого маршрута или выделить время на отдельное посещение, это уже решать вам, мои дорогие читатели, главное – не забывайте уточнять часы работы на официальном сайте музея (ссылку прикреплю в конце статьи).
Более того, нашла информацию, что в данный момент ведутся реставрационные работы внутри музея, а вскоре приступят и к фасадным работам.
. . .
Дойдя до перекрестка с переулком Чернышевского, делаем поворот в него, однако, если вы хотите разглядеть здание бывшего Московского Александровского института, о котором упоминалось чуть выше в статье, тогда пройдите просто чуть дальше по улице Достоевского и эти масштабные корпуса предстанут перед вами.
Если вам вдруг показалось, что вы находите сходство со зданием Мариинской больницы, так и есть, здание института проектировал и строил так же архитектор И.Жилярди в 1809-1811гг.1 из 2
Современное здании, занимаемое НИИ им. Сеченова (Яндекс картинки)
. . .
А мы поворачиваем в переулок Чернышевского, переименованный так в честь писателя и публициста Н. Г. Чернышевского в 1922г., до этого переулок носил название 2-го Мариинского по Мариинской больнице, расположенной рядом.
Удивительно, что переулок обладает весьма интересной формой, делая поворот посередине практически под 90 градусов.
Обращает на себя внимание дом № 8 стр.1 – городская усадьба архитектора М.Геппенера, построенная им в 1894г. для своей семьи.1 из 4
Городская усадьба Геппенера (Яндекс картинки)
Максим Карлович Геппенер родился в Москве в 1848г., получил образование в Германии (Карлсруэ) и вернулся в столицу в 1871г., поступив учеником к известному архитектору Каминскому.
Спустя 5 лет он становится архитектором Императорского воспитательного дома, в 1877г. он начал работать в Московской городской управе, выполняя крупные заказы городского правительства – проектировал сооружения московского трамвая, водопровода, канализации, занимался строительством учебных заведений.
Для своей семьи архитектор построил небольшой деревянный дом и служебный флигель из камня. Другая версия гласит о том, что в 1894г. Геппенер купил этот двухэтажный дом у К. Фугельганза.
Примечателен тот факт, что в 1970-е годы переулок реконструировался, и большинство старых деревянных построек было снесено. Однако особняк Геппенера уцелел, сохранив при этом оригинальное оформление фасадов, каменный подвал, элементы отделки XIXв., включая лепнину, карнизы и розетки. Уцелел и каменный флигель.
В 1920-е годы особняк и флигель, предположительно, сдавались под торговые площади и различные конторы, потом были приспособлены под коммунальные квартиры.
После 1917г. Геппенер работал в консультационном бюро строительного отдела при Московском совете рабочих, а в 1922г. был назначен старшим архитектором управления Московского губернского архитектора. Скончался Геппенер в 1924г., внеся огромный вклад в развитие системы коммунального хозяйства.
В 2018г. городская усадьба была внесена в в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
. . .
Рядом с особняком Геппенера на повороте переулка Чернышевского расположились невероятные деревянные домики № 6 стр.1 и 2 – жилые дома коллежского советника Ю. Д. Москатиньева 1894г. постройки работы архитектора Н. Морозова.1 из 6
Бывший жилой дом Москатиньева в переулке Чернышевского (Яндекс картинки)
Лично для меня эти домики – украшение этого небольшого маршрута, они ближе всего моему сердцу и те мои читатели, кто со мной давно, уже знают, что такую архитектуру старой Москвы я люблю больше всего. Прелестны ведь!
Во многих источниках эта постройка фигурирует как “жилой дом со студией художника“, дом вошел в альбом “50 красивейших деревянных домов Москвы”.
В 1990-х годах был реконструирован с максимальным сохранением своей исторической формы. Постройка была признана жилой, обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения.
А ведь когда-то эта территория с деревянными домами на окраине города с её близостью к больнице и кладбищем для бедных была неблагополучной, но как все изменилось за это время!
. . .
Еще один красивейший особняк в переулке – дом № 4 со строениями – ансамбль городской усадьбы К.А.Мейера.
Чудесное и красивое здание, однако, всего лишь восстановлено после пожара в 2014г., когда сгорел оригинальный особняк 1894г. постройки, работы архитектора М. Геппенера.
В результате пожара обрушилась крыша здания и удивительно, как уцелели соседние деревянные постройки.1 из 8
Современный вид особняка Мейера (Яндекс картинки)
Мейер занимался торговлей резиновыми изделиями, владея несколькими магазинами на Кузнецком мосту и в Газетном переулке.
Стоит отметить, что во время строительства усадьбы 2-й Мариинский переулок (совр. переулок Чернышевского) только обретал свои границы, а строения занимали лишь одну сторону вдоль высокого берега большого пруда, располагавшегося здесь до 1916г.
Фасад особняка Мейера все так же украшает вензель бывшего владельца в виде букв “СМ”, уцелевший во время пожара.
Любопытен тот факт, что в разных источниках указывается разное имя владельца особняка, где-то Карл, где-то Константин, а где-то Соломон Августович.
Не всем знаком этот чудесный особняк, но если вспомнить к/ф “Служебный роман” и дом, в котором Э. Рязанов поселил товарища Новосельцева – окажется, что этот дом хорошо известен многим.
Во дворе Анатолий Ефремович развешивал белье, из дверей дома выходил, отводя детей в сад и школу.
Пишу эти строки и вспоминаю теплые солнечные кадры фильма, светлая память Андрею Мягкову!
Есть сведения, что в начале XXв. в доме собирались члены Суриковского литературного кружка, которыми являлись писатели и музыканты – выходцы “из народа”.
. . .
В глубине территории усадьбы расположена бывшая хозяйственная постройка, переделанная в 1905г. Геппенером в отдельный особняк.2 из 2
Здание Есенин – центра в глубине двора (Яндекс картинки)
В нем с 2008г. располагается филиал Московского Государственного музея С.А.Есенина – дом № 4 стр. 2.
Здесь проводятся выставки, спектакли, концерты, поэтические акции, а в будущем планируется создание новой постоянной экспозиции, посвящённой есенинской Москве.
. . .
Двигаясь дальше вдоль деревянного и абсолютно деревенского забора, выйдем на перекресток с Селезнёвской улицей и переулком Достоевского.
И снова здесь небольшой оазис старины – дом № 19/2 – дом купцов Шерупенковых, которые владели очень большим количеством домов в окрестностях.1 из 4
Дом купцов Шерупенковых со стороны Селезнёвской улицы (Яндекс картинки)
История этого здания начинается в 1859г., когда коллежский секретарь С. А. Бессонов построил для себя одноэтажный деревянный дом.
В 1866г. купчиха Авдотья Ларионова решила увеличить его пристройками, а затем и вовсе надстроила второй этаж.
В 1889г. уже другой купец разукрасил дом согласно требованиям моды. Именно в таком виде особняк дошел до нашего времени.
. . .
Мы выходим на Селезнёвскую улицу и делаем поворот налево – в сторону метро “Достоевская”, до которой буквально рукой подать. Вдоль улицы много кафе и магазинов, если вам захочется отдохнуть или перекусить.