Ильинские ворота с Маросейкой. Исторические снимки начала XX века
21 августа2 тыс. прочитали
Маросейка – недлинная, но интересная улица. Пройдемся?
Начнем от Ильинских ворот!
Здесь и далее – исторические фотографии Москвы с портала pastvu.com
Очень «атмосферный» снимок с двухэтажным вагоном конки сделан в первые годы века – до того, как в 1909 году здесь появился трамвай. Впереди – угловой дом графини Разумовской с несохранившимся шатром и шпилем. Усадьба стоит со времен Екатерины Великой.
Теперь обернемся назад!
Вид от Маросейки на Ильинские ворота, первые годы XX века. За ныне разрушенной стеною Китай-города мы видим чудо-храм XVII века, тоже несохранившийся – Никола Большой Крест.
Справа мы замечаем край Политехнического музея. Часовня-памятник героям Плевны – слева, но она не влезла в кадр.
А вот – наверное, самый показательный снимок с Ильинскими воротами, сделанный с крыши дома Разумовской:
Здесь поместилось все. В том числе появившиеся в 1910-х здания на Ильинке с выразительными куполами (№21 и 23). Эту фотографию сделали уже в 1929 году.
Теперь посмотрим на Ильинские ворота в конце XIX века:
Трости и котелки, фонарь, грустные лошади… Снимок датируется 1890-ми годами, самая оригинальная деталь – омнибус на остановке. Про этот транспорт редко вспоминают, а ведь это дедушка автобуса. Название общественного транспорта «для всех» (лат. omnibus) в Европе быстро стали сокращать до bus. Потом, как только его начали моторизировать, получилось auto-bus.
Вид на Ильинские ворота от часовни-памятника героям Плевны:
1900-1903 годы, открытка (раскрашенная фотография).
Сквер у Ильинских ворот на фотографии 1908 года:
Голуби… вот что в Москве не менялось!
Тротуар перед Политехническим музеем, первое десятилетие XX века:
Простые москвичи в начале XX века. Первое, что обращает на себя внимание: половой дисбаланс. Мужчин в серьезных городах заметно больше, чем женщин, да и женщины проводят дома много времени. Второе – европейские костюмы. Толпы людей в костюмах-тройках. Думаете, что все это – господа?..
«Прыгнем» на 30 лет вперед, в 1933 год:
Демонстрация с портретом Сталина, еще довольно «молодым». На правой части фотографии мы узнаем дом Разумовской, но он снят не с запада, а с севера: демонстранты переходят Маросейку и маршируют по Лубянскому проезду.
А мы пройдем по Маросейке на восток от Ильинских ворот! Тут же мы встретим симпатичный храм:
Это Никола Чудотворец в Кленниках (или в Блинниках), середина XVII века. А снят он в 1881 году (из знаменитых альбомов Найденова). Именно тогда были сделаны самые старые фотографии этой улицы.
Тот же храм через полвека – 1933 году. Видны отличия?
В 1920-х, когда церковь еще была действующей, восстановили старинные наличники. Однако в тот момент, когда снимали, храм уже закрыли, а священника арестовали. Впоследствии он примет мученическую смерть. Уже видны следы разрушений…
Несколькими годами позже храм обезглавят (фотография конца 30-х):
Он в таком виде простоит до 90-х. Спасибо, что не уничтожили, как множество других.
Сразу за храмом началась чудесная барочная усадьба Шаховских. В 1913 году, когда сделали фотографию, этот дворец еще был украшением Маросейки:
Но уже через год, в 1914 году:
В процессе разрушения… В том же году на этом месте вырастит шестиэтажный дом с издательством и книжным магазином Ивана Сытина (дом №7). Знаменитый «медиамагнат» сделал для страны много хорошего, но в данном случае повел себя как варвар.
Вот фотография из сытинского здания:
Вид на восток, на Маросейку и угол Большого Спасоглинищевского переулка. Около 1930 года.
В центр фотоснимка попал «внук» омнибуса – автобус. Именно так они и выглядели в 1920-х.
Первые автобусы на улицах Москвы появились еще в 1907-1908 годах, но были крайне редки. История послереволюционных автобусов в Москве началась в 1924 году.
Вот очень любопытная фотография Маросейки в 1930-х, вид в сторону центра:
Чем же она примечательна? Кажется, все дома дошли до наших дней! Посмотрим слева направо: Маросейка №4 и 2; потом Политехнический музей; дальше так называемый «дом трестов»; кажется, уже «обезглавленный», но живой Никола в Блинниках; огромный дом Товарищества Сытина. А на переднем плане – четырехэтажный дом (№9), который, вероятно, и дал имя Маросейке.
Как полагают, в его основании лежат древние палаты, в XVII столетии здесь находилось Малороссийское подворье.
За спиной у фотографа остался не менее древний дом №11:
Нас не должен обманывать классицистический декор на фотографии Елизаветинской гимназии (1908-12 годы). На самом деле это тоже палаты XVII века, так называемый «дом Нарышкина – Рагузинских». Иногда именно его называют Малороссийским подворьем, но это, по-видимому, ошибка.
Теперь обратим внимание на узкий проезд между домами!
1913-14 годы, Маросейский тупик. «Постойте! Нет в Москве никакого Маросейского тупика!». Это на картах нет…
Кажется, все на фотографии прекрасно сохранилось. Исчезли только лошади, торговцы, горка фруктов на правом тротуаре. Однако… Видите, за аркой впереди – еще один, крошечный дом с воротами? Теперь там – красная руина. Домик зачем-то был разрушен в конце 1990-х. Но не до конца. Ради чего? Кому мешал?..
В наши дни. Фотография автора
Названия «Маросейкий тупик» на картах нет, но сам-то тупик – есть. И ему, минимум, лет четыреста. Солидный возраст, правда?
В первой половине XVII века он был полноценным переулком, соединявшим Маросейку и Малый Златоустенский переулок. Однако в середине века в Москву пришла чума, и городской проезд перегородило разросшееся кладбище.
С 1657 года переулок существует в виде тупика, изображается на старых картах до начала XIX века, позднее – пропадает с карт… но никуда не исчезает!
Маросейка – улица бойкая, но недлинная, и мы уже подходим к ее концу. Вот фотография церкви св. Космы и Дамиана, которую построил на исходе XVIII века знаменитый Казаков. Снято в конце 20-х:
Церковь уже закрыта, и на ней белеет надпись «Прачечная». Кажется, храм приговорен к уничтожению, но все же сноса не случится…
А вот – тот перекресток, за которым Маросейка превращается в Покровку. Слева мы видим Румянцевский дворец, а впереди – ныне разрушенный Успенский храм:
Снято не ранее 1904 и не позднее 1909 года. Ведь мы видим вагон конки, а в 1909 году здесь пустили трамвай. Что же касается первой даты, то именно в этом году женщинам разрешили залезать по крутой лестнице на верхний этаж вагона. До 1904 это считалось неблагопристойным: штанов-то на них нет… а вдруг кто-нибудь подкрадется и подгля