Яузские мосты Москвы в конце 1920-х – начале 1930-х годов
Источник https://dzen.ru/a/YfxIKpOpUg-U_ceC
На днях Электронекрасовка выложила сканы папки-альбома под названием “Архитектура Москворецких и Яузских мостов”. На уникальных снимках запечатлены московские мосты до выполнения работ по реконструкции и спрямления русла Яузы. Фотографии представлены в хаотичном порядке и большинство из них не подписаны.
Решил разобрать все по порядку и представляю вашему вниманию подборку Яузских мостов. Двигаться мы будем по течению Яузы, начиная от Глебовского моста, соединяющего нынешние Олений и Богородский валы.
Небольшой экскурс в историю. В дореволюционной Москве над Москвой-рекой было 14 мостов, над Яузой 17 мостов, над водоотводным каналом 6 мостов.
Реконструкция Яузы началась в 1935 году. Русло расширяли до 25 метров. Для превращения Яузы в судоходную реку в 1940 году был построен шлюз и плотина – Сыромятнический гидроузел.
Желающие ознакомиться со всем альбомом смогут найти ссылку в конце публикации.
Давайте посмотрим как до начала реконструкции выглядели 14 мостов над Яузой, обнаруженные в альбоме.
1. Глебовский мост. Соединяет Олений и Богородский валы. До начала 1980-х оставался деревянным, когда был заменен на существующий.
Старый Глебовский мост до реконструкции. Вид с правого берега в сторону Богородского
Реконструированный Глебовский мост. Вид с правого берега в сторону Богородского
Реконструированный Глебовский мост. Вид в сторону Оленьего вала
Реконструированный Глебовский мост. Вид в сторону Богродоского вала
2. Матросский мост – просуществовал с 1906 по 1956 годы, когда на его месте был построен существующий.
Вид с левого берега в сторону Сокольников
Вид с правого берега в сторону Преображенского.
Вид с правого берега в сторону Преображенского
Вид с левого берега в сторону Глебовского моста
3. Покровский мост – просуществовал до 1954 года. На его месте был построен нынешний Электрозаводский мост.
Вид с правого берега в сторону Введенской площади
Вид с левого берега в сторону Бакунинской улицы
Вид с левого берега в сторону Матросского моста
4. Госпитальный мост – просущестовал в таком виде до 1941 года, когда был заменен на современный. Соединяет Госпитальную улицу и Госпитальный переулок.
Вид с левого берега. В центре кадра виднеется храм Великомученицы Ирины в Покровском
Вид с левого берега в сторону Покровского моста
5. Дворцовый мост – построен в конце XVIII века. В 1940 году стал называться Лефортовским после реконструкции. Является самым старым в Москве действующим мостом через Яузу (в части опорных конструкций). Соединяет улицы Радио и Красноказарменную.
Вид с левого берега в сторону Лефортовского дворца
Вид с левого берега в сторону улицы Радио
Ремонтные работы на мосту
Вид с левого берега в сторону улицы Радио
6. Мост у парка имени 1 мая (бывший парк усадьбы Салтыковых). Соединял парк набережной Разумовского (нынешняя набережная Академика Туполева) чуть южнее примыкания современного Елизаветинского переулка к набережной. На плане 1951 года Мосгоргеотреста этот мост уже отсутствует. Сейчас на этом месте нет моста.
Вид с правого берега в сторону парка
Вид с левого берега в сторону Московского газового завода
Вид с левого берега в сторону усадьбы Разумовского
7. Таможенный мост – просуществовал как деревянный до 1939 года, когда на его месте был построен существующий ныне мост. Соединяет Сыромятническую и Золоторожскую набережные.
Таможенный мост до ремонта
Таможенный мост в процессе ремонта
Вид с левого берега в сторону Нижней Сыромятнической улицы
После ремонта
8. Костомаровский мост – арочный кирпичный мост просуществовал до 1941 года, когда на его месте был выстроен ныне существующий. Соединяет Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь.
Вид с левого берега на Андрониковы монастырь и виадук
9. Полуярославский мост – соединял Николоямской и Полуярославский переулки. Вероятно был разобран к 1941 году. Сейчас на этом месте нет моста.
Вид с левого берега в сторону Полуярославского переулка
Вид с левого берега в сторону Полуярославского переулка
10. Высокий (Высокояузский) мост- был построен еще в конце XIX века. При реконструкции яузских набережных в 1930-х годах были сооружены ещё два пролёта для проезда по набережным. Просуществовал до 1962 года, когда был заменен на ныне существующий.
Вид на север
Ремонт моста
Вид с левого берега на северо-восток
11. Тессинский мост – был построен в 1887 году. Разобран до 1937 года. Соединял Тессинский и Бердников переулки. Нынешний пешеходный Тессинский мост построен чуть ниже по течению
Вид с левого берега на северо-восток
Вид с левого берега в сторону церкви Живоначальной Троицы в Серебренниках
12. Металлический Яузский мост – просуществовал до 1940 года, когда на его месте был построен существующий Астаховский мост. По мосту проходит Яузская улица
Вид с левого берега на северо-запад, на Кошели
Вид с левого берега на северо-восток
13. Пешеходный мост между Астаховским и Малым Устьинским мостами – был разобран в 1930-е годы при реконструкции Яузы с устройством набережных.
Вид с левого берега на север
14. Малый Устьинский мост – просуществовал до 1938 года, когда был заменен на существующий.
Вид с левого берега на запад. За мостом виден храм Николая Заяицкого
Вид с левого берега в сторону Кремля
Вид с левого берега – справа старый Малый Устьинский мост, слева старый Большой Устьинский мост, построенный в 1881 году
Обещанная ссылка на весь альбом-папку https://electro.nekrasovka.ru/books/6177474