Оригинальные дома в арбатских переулках


Источник https://zen.yandex.ru/media/linder_historia/samye-interesnye-doma-v-arbatskih-pereulkah-top12-5fb630d5541585566c5b04b4

Хотите посмотреть на самые оригинальные дома в переулках между Арбатом и Пречистенкой? Пойдем и поглядим! Спасибо за статью Автору.

Да. Мне пришлось наступить на горло собственной песне и ограничиться дюжиной зданий. Эти кварталы – целый мир: к югу от Арбата расположено 23 переулка общей длиной около 8 километров, и там не одна сотня красивых домов.

Расположение домов
Расположение домов
  1. Дом Пороховщикова (Староконюшенный переулок, 36)
  2. Дом Лопыревского (Калошин переулок, 12)
  3. Дом Мельникова (Кривоарбатский переулок, 10)
  4. Дом Листа (Глазовский переулок, 8)
  5. Доходный дом Кусевицкой (Глазовский переулок, 7)
  6. Особняк Сергея Берга (Денежный переулок, 5)
  7. Доходный дом Бройдо (Плотников переулок,4)
  8. Доходный Дом наследников Циркунова (Чистый переулок, 10)
  9. Особняки начала XX века в Пречистенском переулке (6, 8, 10)
  10. Особняк Федорова (Малый Власьевский переулок, 5)
  11. Дом с единорогом (Нащокинский переулок, 8)

Выбрал то, что показалось самым необычным с архитектурной точки зрения (если бы я сосредоточился на «домах с историей», том-12 был бы, конечно, другим).

I. Дом Пороховщикова (Староконюшенный переулок, 36)

Дом Пороховщикова, фасад (фотография моя)
Дом Пороховщикова, фасад (фотография автора)
Дом Пороховщикова, со двора (фотография моя)
Дом Пороховщикова, со двора (
фотография автора )

Прекрасный резной терем в русском стиле был построен архитектором Андреем Гуном для предпринимателя и славянофила Александра Пороховщикова в 1871 году. Здесь жил философ Сергей Трубецкой и читал лекции биолог Иван Сеченов.

Дом Пороховщикова (фотография моя)
Дом Пороховщикова (
фотография автора )

II. Дом Лопыревского (Калошин переулок, 12)

Дом Лопыревского, фасад (фотография моя)
Дом Лопыревского, фасад (
фотография автора )
Дом Лопыревского, со двора (фотография моя)
Дом Лопыревского, со двора (
фотография автора )

Среди прекраснейших архитектурных проектов – здания, которые архитекторы строили для самих себя. В таких случаях зодчий не связан волею заказчика и может создать дом своей мечты. Около 1852 года малоизвестный архитектор XIX века Михаил Лопыревский построил для себя высокохудожественный деревянный особняк. Ничего похожего в Москве нет! Бросаются в глаза прекрасные медальоны с рельефами. При реставрации удалось обнаружить и сохранить часть оригинальных интерьеров.

Дом Лопыревского, один из медальонов (фотография моя)
Дом Лопыревского, один из медальонов (
фотография автора )

III. Дом Мельникова (Кривоарбатский переулок, 10)

Достойной фотографии этого причудливого здания в виде «восьмерки» с шестигранными окнами-сотами мне не удалось сделать. Так что зайдите в Кривоарбатский переулок и посмотрите своими глазами! Многим, однако, этот дом уже хорошо известен.

Я – не любитель советского конструктивизма, но здание, которое Константин Мельников в 1927-1929 годах построил для себя и собственной семьи – вещь исключительная. Так архитектор представлял себе дом будущего.

IV. Дом Листа – «дедушка московского модерна» (Глазовский переулок, 8)

Дом Листа с Глазовского переулка (фотография моя)
Дом Листа с Глазовского переулка (
фотография автора )
Дом Листа с угла Глазовского и Денежного переулков (фотография моя)
Дом Листа с угла Глазовского и Денежного переулков (
фотография автора )

Так называемый «дом Листа» возведен тридцатью годами раньше, к 1899 году (кажется, прошла огромная эпоха). И здесь та же история – архитектор Лев Кекушев строил усадьбу для себя (но, завершив ее, продал). Постройка и отделка стоила 100 тысяч рублей – огромная сумма в конце XIX века.

Дом Листа, архитектурные детали (фотография моя)
Дом Листа, архитектурные детали (
фотография автора )

Дом Листа – самое первое здание Москвы в стиле модерн. И одно из самых красивых. Его история может стать темой отдельной статьи. В 1908-1916 годах усадьбой владели супруги Кусевицкие, и здесь перебывало много знаменитых композиторов…

Дом Листа, архитектурные детали (фотография моя)
Дом Листа, архитектурные детали (
фотография автора )

V. Доходный дом Кусевицкой (Глазовский переулок, 7)

Дом Кусевицкой (фотография моя)
Дом Кусевицкой (
фотография автора )

Видели ли вы в Москве палаццо в итальянском духе? Такие здания можно пересчитать по пальцам. Одно из них (уникальный синтез ренессансных и готических мотивов) – это доходный дом Наталии Кусевицкой, который стоит как раз напротив «дома Листа», в Глазовском переулке. Его построил архитектор Павел Малиновский в 1914-1915 годах.

VI. Усадьба Сергея Берга (Денежный переулок, 5)

Особняк Берга (фотография моя)
Особняк Берга (
фотография автора )
Особняк Берга (фотография моя)
Особняк Берга (
фотография автора )

В двух шагах – еще один красавец-дом в стиле эклектики с преобладанием ренессансных мотивов. Это усадьба предпринимателя Сергея Берга, построенная в 1897 году архитектором Петром Бойцовым. Теперь здесь посольство Италии, а в 1918 году было немецкое посольство. Именно здесь левые эсеры застрелили посла Германии Мирбаха, после чего большевики расправились с эсерами.

Особняк Берга (фотография моя)
Особняк Берга (
фотография автора )

VII. Доходный дом Германа Бройдо (Плотников переулок, 4)

Дом Бройдо в Плотниковом переулке (фотография моя)
Дом Бройдо в Плотниковом переулке (
фотография автора )

Одно из самых загадочных арбатских зданий – доходный дом в Плотниковом переулке, построенный в 1907 году для предпринимателя Бройдо (архитектор Николай Жерихов). Дом знаменит благодаря «скандальному» скульптурному фризу. Тут Пушкин, Гоголь и Толстой обнимают и целуют дам (то ли богинь искусства, то ли жриц любви). К началу нашего столетия скульптуры оказались в катастрофическом состоянии и наполовину обрушились. В 2018 году их «отреставрировали» – вроде бы, все на месте, однако лица после этой грубой «реставрации» почти утратили портретное сходство.

Часть скульптур (фотография моя)
Часть скульптур (
фотография автора )

Кто и зачем создал эту скульптурную группу, неизвестно. Часто пишут, что статуи писателей и муз изваял скульптор Синаев-Бернштейн для Музея изящных искусств, но Цветаев их забраковал. Однако публикация документов этой версии не подтверждает…

VIII Доходный дом наследников Циркунова (Чистый переулок, 10)

Дом наследников Циркунова (фотография моя)
Дом наследников Циркунова (
фотография автора )
Дом наследников Циркунова, детали (фотография моя)
Дом наследников Циркунова, детали (
фотография автора )

Чистый переулок богат достопримечательностями. Среди них хочется выделить тот памятник, о котором, почему-то пишут реже всего – доходный дом наследников Циркунова, построенный архитектором Виталием Масленниковым в 1908-1910 годах. К сожалению, после «реконструкции» от здания остался лишь фасад. Но чего стоит этот фасад! Совершенно исключительный разностильный дом на грани «кича» с преобладанием неоготических элементов. А еще его очень трудно хорошо сфотографировать. Если будете в Чистом переулке, обязательно посмотрите своими глазами!

Дом наследников Циркунова, дверь (фотография моя)
Дом наследников Циркунова, дверь (
фотография автора )

IX. Усадьбы начала XX века в Пречистенском переулке

В Пречистенском переулке – сразу три жемчужины! Три замечательных особняка начала XX века стоят в ряд.

Во-первых, это неоклассический особняк Николая Миндовского (архитектор Никита Лазарев, 1906 год – дом 6), который после революции стал загсом, а потом – посольством. Здесь расписались Михаил Булгаков и Любовь Белозерская, Сергей Есенин и Айседора Дункан. В разные годы здесь останавливались Риббентроп и Черчилль.

Особняк Миндовского (фотография моя)
Особняк Миндовского (
фотография автора )

Во-вторых, модерновый особняк нотоиздателя Карла Гутхейля (архитектор Уильям Валькот, 1903 год – дом 8)

Особняк Гутхейля (фотография моя)
Особняк Гутхейля (
фотография автора )

В-третьих, еще одно здание, построенное Валькотом в стиле модерн – особняк художницы и фабриканта Марии Якунчиковой (1900 год – дом 10).

Особняк Якунчиковой (фотография моя)
Особняк Якунчиковой (
фотография автора )

Все эти здания стоят вместе не случайно. На исходе XIX века этот участок купило Московское торгово-строительное акционерное общество, чтобы здесь возвести три роскошных особняка – не на заказ, а на продажу. Таким образом московские застройщики и архитекторы решили «продвигать» новые стили.

X. Усадьба капитана Петра Федорова (Малый Власьевский переулок, 5)

Дом Федорова (фотография моя)
Дом Федорова (
фотография автора )

А теперь – взглянем на скромный особнячок, построенный веком раньше. Главная ценность дома капитана Федорова – в его древности. Он выстроен к 1817 году после пожара Москвы (возраст огромный для деревянного здания) и за двести лет практически не менялся.

Дом Федорова, декор (фотография моя)
Дом Федорова, декор (
фотография автора )

Темные доски, покрывающие бревенчатый сруб. Панель с резными украшениями (такие можно было даже не заказывать, а покупать в готовом виде). Двести лет назад так жили небогатые домовладельцы. Значительная часть Москвы в 1817 году выглядела именно так (зато теперь этих домишек много меньше, чем древних дворцов).

XI. Дом с единорогом (Нащокинский переулок, 8)

Единорог (фотография моя)
Единорог (
фотография автора )

В Москве есть настоящий белый единорог! Чтобы с ним познакомиться, приходите в Нащокинский переулок. Даже не понимаю, почему об этом здании так мало пишут. Удивительный дом в неоготическом стиле построили для почетного гражданина Константина Лазарева в 1897 году (архитектор Константин Лазарев).

Дом с единорогом (фотография моя)
Дом с единорогом (
фотография автора )

И – на десерт! Мы посмотрели на много прекрасных зданий, отчего же не поглядеть на одно ужасное? Если мы говорим про самые оригинальные дома Арбата, можно похулиганить и продемонстрировать вам дом, оригинальный в дурном смысле – он чужой для этих переулков.

Любуйтесь.

XII. Жилой комплекс «Стольник» (Малый Левшинский переулок, 5к2), сооружен в 2003 году. Недорого же оценила свой проект группа московских архитекторов!

Жилой комплекс «Стольник» (фотография моя)
Жилой комплекс «Стольник» (
фотография автора )

Мои знакомые, впервые видя это чудо, сравнивали его с крылатым назгулом или же называли «Ужасом, летящим на крыльях ночи».